D. Другие жемчужины спонсорской мудрости

D.1 Помочь подспонсорым распознать свои полумеры. Анонимный автор

«Стив» — это человек SAA, добивающийся больших успехов. Он из тех людей, которые с головой погружаются в проект и очень усердно работают, будь то школа, работа, отношения или отдых. Он в программе уже почти четыре года, и у него все получается, кроме одного: он никак не может добиться длительного воздержания от своего аддиктивного поведения. Однажды он продержался семь месяцев, в другой раз — пять, а в другие разы — и того меньше. Кто-то скажет, что это замечательно, он проходит программу, не стоит беспокоиться об эпизодических срывах. Проблема в его ситуации двоякая: во-первых, Стив действительно хочет длительного воздержания, а во-вторых, в те моменты, когда он срывался, его зависимость переходила в более опасные формы поведения.

Больше всего Стива беспокоило то, что он делал все, о чем я его просил: инвентаризация Первого Шага, пять или более телефонных звонков в день, чтение литературы и звонки по Двенадцатому Шагу: назовите это, и он сделал это. Он размышлял над «Как это работает», когда сказал: «Черт возьми, меня нельзя обвинить в том, что я принимаю полумеры; я делал все, что мне говорили, на 110 %! Но мне это не помогло». Поскольку ничего из сказанного мной до него не доходило, я посоветовал ему попросить свои группы поговорить о полумерах. На следующих встречах он попросил членов группы поговорить об этом, послушал, что они скажут, а затем обсудил их выводы со мной.

Один из собеседников в основном предлагал ему стараться еще больше; они говорили, что он, должно быть, старается только наполовину и что ему нужно приложить больше усилий. Они также предлагали ему похвалить себя за все, что он сделал для своего выздоровления. Позднее, обсуждая эти идеи, Стив отметил, что все люди, придерживающиеся этой линии мышления, хотя и были хорошими людьми, имели те же проблемы, что и он: они тоже не могли воздерживаться. Он приложил много усилий для выздоровления. Он не был удовлетворен.

Другие люди говорили, что поначалу они тоже прилагали максимум усилий и не могли оставаться чистыми; они говорили, что их больше волновала упорная работа, чем умная. Некоторые из них отметили, что они пытались быть «успешными» в выздоровлении, делая все, что им говорили делать. Один из них пошутил, что ему пришлось отказаться от попыток получить награду «Новичок года». Вместо этого они сказали, что меры, которые они принимали, были наиболее эффективны, когда они сознательно пытались ограничить этот образ мыслей об успехе. Они отказались от таких идей, как: моя инвентаризация должна быть выполнена за столько-то дней или иметь столько-то страниц, я должен убедиться, что рассказываю свои истории в драматических деталях, или я позабочусь о том, чтобы позвать на свою встречу только самых выздоровевших людей. Стив сказал, что в этой группе ему многое стало понятно. Они помогли ему понять, что его подход, ориентированный на успех, на самом деле был инструментом его зависимости. Хотя он не был уверен в том, что есть альтернатива, он знал, что хочет подойти к выздоровлению по-другому.

Стив также услышал, как один или два старожила затронули тему, от которой ему было очень не по себе. Они предложили ему посмотреть, что на самом деле представляет собой «вторая половина», та часть, которая отсутствует в его работе по выздоровлению. Та половина, которую он упускал, принимая половинчатые меры, была жизненно важна для воздержания. Они отметили, что очень часто, когда они старались изо всех сил, они упускали такие вещи, как честность, эмоциональная уязвимость и их страхи перед отказом от пагубного секса. Они продумывали свои реакции, а не просто позволяли себе реагировать спонтанно. Они постоянно фильтровали свои реакции в своей жизни, в том числе и в работе над программой. Стив признался, что это пугает его, потому что он всю жизнь старался выглядеть так, будто все держит под контролем. От этих старожилов он услышал, что выздоровление — это искренняя честность, а не контроль. Он видел, что его полумеры были направлены на то, чтобы все выглядело хорошо и шло гладко.

Хотя он все еще пытается осмыслить все идеи, предложенные ему двумя последними группами ораторов, Стив начинает жить по своей программе, а не выполнять ее. У него появилась новая надежда на полное воздержание.

PBR Volume 17, Issue 3 May — June 2005

D.2 Новогодние цели для выздоравливающих. Анонимный автор

Хотя это не так популярно, как в прошлом, многие люди по-прежнему принимают новогодние цели. Со своими подопечными я помогаю им сформулировать цели, направленные на продвижение их выздоровления и выздоровления группы. Я сажусь с каждым и обсуждаю, что он сделал за прошедший год и что он готов взять на себя в следующем году. Мы записываем их на бумаге или в КПК, чтобы иметь возможность проверять их прогресс; на самом деле проверка их прогресса в середине года — одна из моих задач. Мы разбиваем наш анализ на три общие области: их ежедневная программа, участие в более крупных предложениях SAA и работа по обслуживанию.

В ежедневной программе мы рассказываем о пяти основах выздоровления (как их определили АА). Я прошу их реалистично взглянуть на свою жизнь сейчас и определить, что реально сделать в течение следующего года. Как часто вы собираетесь звонить своему спонсору и как часто вы будете звонить другим выздоравливающим зависимым? Сколько дней в неделю и сколько ежедневно вы будете читать литературу о выздоровлении? Сколько собраний в неделю вы будете посещать? Те, кто участвует в других 12-шаговых программах, также обязуются их посещать. Как часто вы будете молиться и медитировать и как долго? Для тех, кто этого не делает, вопрос заключается в том, что вы будете делать, чтобы выработать какой-то режим молитвы и медитации в ближайший год? Что вы собираетесь делать для выполнения одного или нескольких из 12 Шагов? И наконец, как ваш спонсор, чем я могу помочь вам в этом?

Затем мы посмотрим на их участие в более крупных мероприятиях SAA. В этой части страны наш и некоторые соседние штаты предлагают семинары, ретриты, мини-конференции продолжительностью от одного дня до полных выходных. Кроме того, каждый год проводится несколько социальных мероприятий SAA. И наконец, есть международная конвенция, которая, по мнению большинства, находится в пределах их досягаемости. Участвуя в одном или нескольких таких мероприятиях, они могут узнать другие точки зрения на выздоровление и познакомиться с выздоравливающими людьми из других групп или штатов.

Наконец, мы рассмотрим служение. Сюда входит работа с новичками, работа в качестве доверенного лица на собрании, организация нового собрания, написание статьи для местного бюллетеня SAA или PBR, а также помощь в организации съезда SAA. Сюда также входят некоторые из наших межгрупповых услуг: комитеты, работа с населением, комитет по ответам на телефонные звонки и работа в качестве представителя собрания.

Наконец, служение также включает в себя проверку их готовности быть спонсорами. Большинство из них хотели отказаться от спонсорства, но я сказал каждому из них, что после того, как он пройдет год или больше восстановления, основанного на воздержании, он захочет быть открытым для этого. Мы поговорили о том, что им нужно сделать, чтобы быть готовыми стать спонсорами, если и когда придет время. Я заверил их, что буду рядом, чтобы помочь им справиться с любыми трудностями.

Это заняло от пятнадцати до тридцати минут с каждым участником. В середине года каждый из них добился прогресса; и сейчас, когда я смотрю на их различные списки, все они значительно выросли благодаря работе над каждым из этих решений. Каждый из них теперь может лучше помогать другим зависимым от секса выздоравливать.

Это один из способов помочь подопечным разработать цели выздоровления на Новый год. Есть ли спонсоры, которые хотели бы рассказать о том, что вы делаете, чтобы помочь своим подопечным? Может быть, кто-то из тех, кто уже принял решение, поделится тем, что вам посоветовали спонсоры? Пожалуйста, присылайте материалы, вопросы или любые другие отзывы по адресу:

PBR Volume 14, Issue 5 November — December 2002

D.3 Отказ от старых идей. Анонимный автор

Недавно на собрании возник интересный вопрос, связанный с фразой из главы «Как это работает». Все согласились с одним человеком, который рассказал о том, как он продолжает бороться с фразой из этого отрывка о том, что в выздоровлении «…результат был нулевым, пока мы не отпустили себя полностью». Он и некоторые другие отметили, что они не достигли воздержания, несмотря на тщательное составление описей Первого Шага, молитвы, посещение собраний и посвящение себя деятельности SAA. Они по-прежнему чувствовали себя плохо и имели множество мыслей о зависимости. Единственное, на что большинство из них могли указать, — это то, что они стали вести себя реже; к сожалению, когда они становились чистыми на неделю, месяц или пару месяцев, у них случался кризис и рецидив. Каждый из них не был удовлетворен тем, что этого достаточно; они хотели полного воздержания от всех видов аддиктивного поведения и спокойствия, которое сопутствует такому воздержанию.

Некоторое время они ругали себя за то, что недостаточно старались, чтобы совсем отпустить. Затем один из старожилов группы высказался. Он заметил, что, судя по голосу, они немного не уверены в том, что именно пытаются отпустить. Он напомнил им, что все предложение звучит так: «Некоторые из нас держались за свои старые идеи, и результат был нулевым, пока мы не отпустили их окончательно». Он указал на опасность вырывания части предложения из контекста и предложил поговорить о том, что значит «держаться за старые идеи» и как они могут помешать выздоровлению.

Есть два способа (по крайней мере) интерпретировать эту фразу: первый — это придерживаться старого образа мышления, а второй — содержание наших старых идей. Давайте сначала рассмотрим содержание.

Самая очевидная группа старых идей связана с сексуальной зависимостью. Большинство из нас придерживались таких мыслей, как секс — это лучшее, что есть в жизни, что он может решить все наши проблемы, что любой секс — это хороший секс и так далее. Большая часть раннего выздоровления и достижения дна связана с осознанием того, что это ложь и что следование этой лжи превратило нашу жизнь в сплошной беспорядок. Но это только первый слой; есть и множество других старых идей.

У нас были убеждения и о себе: что мы плохие люди, одиночки, жертвы, особенные, супермены или суперженщины. Мы верили, что должны контролировать себя, быть умнее других, совершеннее и лучше всех, и одновременно с этим считали, что не можем сделать ничего правильно. Эти противоречивые идеи заставляли нас очень много работать и настраивали на зависимую жизнь. Мы также придерживались ложных представлений о мире и других людях, например: мир опасен или не любящий, другие хотят нас использовать, жизнь состоит в том, чтобы получить все, что можно, и так далее.

Эти старые идеи хитроумно сплетены зависимостью, чтобы служить ее целям. Мало кому из нас удается освободиться от них сразу. Вместо этого, работая по Двенадцати Шагам, мы много раз убеждаемся в том, что это ложь, и приходим к осознанию собственной истины. Эта ложь настолько многочисленна, что, проводя время в SAA, мы видим, насколько всеобъемлющей она была. К счастью, у нас может быть много «моментов Аха», когда мы обнаруживаем, что не только мы верили в эту ложь; это помогает нам наладить связи с другими выздоравливающими.

Освободиться от содержания наших старых идей — это большая задача, но «держаться» — это тоже большое препятствие на пути к выздоровлению. Удерживание проявляется в негибком мышлении и гордыне, которая мешает нам открыться тому, что могут сказать другие. Это мешает нам быть обучаемыми. Вера в то, что мы знаем, что делаем, не является обучаемостью. Например, когда я только вступил в программу, я решил, что мне не нужна группа или спонсор, чтобы научить меня жить по Двенадцати Шагам. Я полагал, что раз я умею читать, то смогу разобраться в программе сам.

Быть способным к обучению начинается с мысленного перефразирования Первого шага: «Я бессилен перед своими старыми идеями и старым образом мышления — они сделали мою жизнь неуправляемой». Без этого признания мы пытаемся привить мышление выздоровления к нашему мышлению, вызывающему зависимость. Возможно, нам станет немного лучше, но зависимость вскоре даст о себе знать.

Именно это произошло с членами той группы SAA. Они начали понимать, как удержание старых идей подрывало их воздержание и приводило к срывам и рецидивам. Они также осознали, что добились определенного прогресса в выздоровлении, потому что отпустили некоторые старые идеи и развили в себе большую непредвзятость. Каждый из них приближался к тому, чтобы полностью отпустить себя, и мы надеемся, что вскоре они избавятся от необходимости действовать компульсивно.

PBR Volume 16, Issue 6 November — December 2004

D.4 Другой взгляд на Первый Шаг. Santi L.

Я внимательно прочитал предложения по составлению конспекта Первого Шага, предложенные анонимным участником в PBR за ноябрь-декабрь 2002 года. Они показались мне очень креативными, и я постараюсь учесть некоторые из них, когда буду спонсировать новых людей в программе. Я хотел бы объяснить свой подход к работе над Первым Шагом с новичками или любыми новыми подспонсорными, который сводится к компиляции идей и работы, которую я проводила со спонсорами на протяжении многих лет.

Когда я работаю с новичками, я прошу их вспомнить как можно больше лет назад и записать в хронологическом порядке краткое, не подробное, одно- или двухсложное описание их сексуальной жизни. Они должны сделать это не за каждый прожитый год, а за несколько лет с самого начала и до настоящего времени. В ходе этого упражнения они должны проанализировать развитие своей болезни. Я особенно хочу, чтобы они сосредоточились на тех годах, когда они впервые начали думать или чувствовать, что может возникнуть проблема. Например, в моей собственной истории я помню, как во время медового месяца на Гавайях мне показалось интересным, когда по телевизору показывали передачу о сексуальной зависимости. Думаю, поскольку я также являюсь трезвым членом АА и GA, моя жена просто не придала этому значения. Оглядываясь назад, я, пожалуй, впервые задумался о том, что у меня могут быть проблемы с сексом. В конце концов, не так уж много «нормальных» людей, которые сидели бы на Гавайях во время медового месяца и смотрели программу о сексуальной зависимости!

После того как новичок составит подробный, но не детальный список своей жизни и сексуальных злоключений, ему будет нетрудно признать свое бессилие перед зависимостью. Мы уже частично на этом пути. Затем наступает самая важная часть, где новичку нужно поработать над второй половиной первого шага: «и что наша жизнь стала неуправляемой». Я считаю, что это самая важная часть первого шага, потому что знаю, что самопознание («Признали, что мы бессильны перед своей зависимостью») не приведет к трезвости. Есть много бездомных людей, которые знают, что они алкоголики или наркоманы, но продолжают свое поведение. Я прошу своих подопечных установить последствия их сексуальной истории и поведения. Сколько у них друзей и действительно ли они друзья? Как складываются их отношения с членами семьи, не потеряли ли они некоторых из них из-за своего эгоизма и стремления к себе, выражающихся в их поведении? Как обстоят дела с работой, карьерой, возможностями для бизнеса? Как насчет ближайших семей? Первые жены и разлученные дети, живущие в разделенных домах? Как насчет способности концентрироваться на проектах и выполнять простые жизненные задачи? Разве не всегда идет борьба? Очень важно, чтобы зависимый человек совершил скачок от бессилия поведения к полной неуправляемости своей жизни. Пока он этого не сделает, ему будет очень трудно открыть дверь для Божьих милостей, потому что пока у зависимого есть хоть какая-то фантазия о том, что он контролирует свою жизнь, он не сдастся полностью. Отношения с Богом — это ответ на все трудности зависимого человека, но пока он верит, что может управлять своей жизнью, зачем ему отдаваться Богу, которого он, вероятно, не знает, не доверяет и не понимает? После того как новичок составит список последствий своей истории поведения, он сможет ясно увидеть неуправляемость своей жизни и плохие результаты жизни, прожитой ради себя. Это прекрасный способ перейти ко Второму и Третьему Шагам.

Хотя может показаться, что, работая над этим первым шагом, мы выполняем работу Четвертого шага, это не так и не обязательно, если спонсор предлагает конкретные инструкции. Мы не вдаемся в подробности того, кто, что, где и когда. Работа над первым шагом проводится в краткой форме и не касается имен, личных деталей и конкретики.

Я прошу своих спонсоров писать все карандашом или ручкой, а не выполнять работу на компьютере. Сердце и душа выходят в письменном виде. Когда человек работает на компьютере, используется слишком много ума, и есть вероятность, что кто-то вернется назад и удалит, вырежет и вставит и т. д. В работе, выполненной на компьютере, гораздо меньше шансов затронуть духовные аспекты, которые так важны в этой работе.

Надеюсь, вы найдете полезным описание того, как я работаю по Первому Шагу с другими. Я 25 лет чист от азартных игр, 18 лет трезвости от наркотиков и алкоголя и 8 лет трезвости в SAA. Мне посчастливилось работать со многими зависимыми от секса людьми, которые сегодня трезвы и выздоравливают уже несколько лет, и я отношусь к своим обязательствам в SAA как к служению, чтобы служить другим, почитая Господа. У нас в Шарлотте есть активное сообщество SAA, и я благословлен тем, что живу в городе, который очень богосознателен. У нас не менее 20-30 мужчин, которые находятся в диапазоне от 1 до 8 лет трезвости, а на наших регулярных собраниях постоянно присутствует около 60-70 человек. Спасибо за внимание к моему письму, и пусть Бог благословит всех вас, посвятивших себя служению Ему и своим ближним.

В Его милости,

Santi L. PBR Volume 15, Issue 3 May — June 2003

D.5 Помочь подопечному Н-А-Ч-А-Т-Ь работу

За этим забавно наблюдать. Может быть, через несколько недель новичок остается после собрания, выглядя неловко и ожидая момента, когда он останется наедине с опытным участником программы. Робко, как ученик младших классов, пытающийся договориться о первом танце, новичок SAA спрашивает: «Вы не будете против, если я стану вашим подспонсорным?» Ответ «да» начинает новое приключение для обеих сторон, которое может многому научить каждого из них о выздоровлении.

Много раз, сказав «да», я думал: «И что теперь? Что я могу предложить, и что нужно этому человеку для развития выздоровления? В следующих нескольких колонках мы рассмотрим эту тему — как помочь новому спонсору.

Мои спонсоры и помощники научили меня, что у каждого новичка программы есть две основные потребности:

получить помощь в прекращении всех видов зависимого поведения и
начать работать по Двенадцати шагамЭти потребности проявляются в самых разных формах. Замаскированные потребности — это те мотивы, которые приводят людей в SAA в первую очередь: поиск поддержки после очередного разрыва отношений, облегчение юридической или рабочей проблемы или поиск сочувствующего человека, который заставит боль прекратиться. Искушение спонсора состоит в том, чтобы попытаться решить проблему, а не предложить этому человеку уникальные дары программы.

Я прошу своих подопечных начать с основ: ежедневно звонить мне или кому-то из участников программы, посещать как можно больше собраний в неделю, ежедневно брать и читать литературу по программе, заняться каким-то духовным делом и начать работу по Шагам.

Я также убеждаюсь в том, что подопечные действительно хотят отказаться от сексуально зависимого поведения. Если нет, я предлагаю им найти другого спонсора. Прекращение аддиктивного поведения — это в конечном итоге дар Высших Сил. Поскольку в поисках дара нужно знать, о чем просить, я предлагаю подспонсорным начать с осознания масштабов своего компульсивного поведения.

Обычно есть несколько проявлений зависимости, которые наиболее заметны и доставляют больше всего проблем. Но есть и другие, которые могут легко заменить самые заметные и причинить не меньшую боль. Поэтому я прошу подопечных составить письменный список всех проявлений, которые они распознают. Один из инструментов, который они могут использовать, — внимательно слушать на собраниях, когда другие рассказывают о себе, и спрашивать себя: «Делал ли я когда-нибудь это?» Если да, запишите это в список. Другой способ — изучить опросник в приложении к книге «Не называйте это любовью» и проанализировать свою жизнь на предмет этих (и других) проявлений. Я призываю их потратить немного времени и сосредоточиться на том, чтобы быть честными и тщательными в своих поисках. Затем я прошу их взглянуть на брошюру «Три круга» и начать выяснять, какие из выявленных ими форм поведения относятся к их внутреннему кругу («компульсивные формы поведения, от которых мы считаем необходимым воздерживаться»). Затем я прошу их еще раз просмотреть список и определить, какие из моделей поведения входят в средний круг («те сексуальные модели поведения, которые не относятся ни к категории деморализующих зависимостей, ни к категории идеального поведения»). Я призываю их связать поведение среднего круга с внутренним, то есть определить модель поведения, которая ведет к совершению компульсивного поступка. Обычно это помогает им начать выявлять больше моделей поведения среднего круга. На этом этапе мы уделяем мало времени внешнему кругу; большинство просто не готовы понять, что существует такая вещь, как здоровая сексуальность.

Последняя часть этого упражнения заключается в том, чтобы начать устанавливать границы вокруг поведения среднего круга. Хотя может показаться, что мы должны сосредоточиться на внутреннем круге, именно поведение, которое ведет к совершению действий, необходимо остановить. Понимая, что мы пытаемся добиться воздержания как от внутреннего, так и от среднего круга, я объясняю, что средний круг — это начало аддиктивных ритуалов и что если вмешаться в этот процесс на ранней стадии, то до внутреннего круга они обычно не доходят.

Что это дает подспонсорным? Во-первых, это помогает им получить точное представление о том, как выглядит зависимый человек. Хотя мы проводим много времени с зависимым, большинство из нас не знают его очень хорошо. В процессе знакомства с зависимым человеком происходит важное действие Первого Шага, когда участники начинают видеть, насколько сильна их зависимость и насколько они бессильны перед ней.

Хотя все вышесказанное может показаться интеллектуальным трудом, при выполнении упражнения по поиску души наружу вырывается множество искренних эмоций. Это один из способов начать работу с подспонсорными.

Anonymous PBR Volume 12 Issue 5 Oct Nov 2000

D.6 Помощь подспонсорным использовать телефон.

Многие из тех, кого я знаю в программе, говорят, что им трудно пользоваться телефоном в процессе выздоровления. После того как мы перешли к шуткам о том, какой он тяжелый, я признаю, что понимаю, что они имеют в виду: Я был на третьем году программы, когда осознал пользу от ежедневных телефонных звонков. Это произошло следующим образом.

Примерно через два с половиной года после начала участия в программе я переехал в новый город, где не было собраний. К счастью, в этот город только что переехал человек, который уже несколько лет состоит в SAA; мы связались и начали встречаться. В городе был телефон доверия, который с радостью предоставил мое имя и номер телефона для связи с SAA. За одну необычную весеннюю неделю четверо новичков позвонили, чтобы получить информацию. Я ежедневно проводил много времени в телефонных разговорах с каждым из них перед нашей следующей встречей и кое-что заметил. Впервые с тех пор, как я пришел в программу, у меня не было никаких пагубных фантазий. Тогда я понял, что телефонная связь работает.

Хотя я очень терпеливо отношусь к их сопротивлению из-за собственного опыта, я призываю своих подопечных ежедневно пользоваться телефоном. «Позвоните мне или позвоните кому-нибудь из программы. Звоните, если чувствуете зависимость, или звоните, если не чувствуете. Звоните независимо от обстоятельств и, пожалуйста, не ждите, пока у вас возникнет экстренная ситуация. А если вы все-таки попали в чрезвычайную ситуацию, звоните в любое время дня и ночи». Я пытаюсь донести до людей, что звонок — это упражнение в готовности, которое позволяет Высшей Силе добиться выздоровления. В нем говорится: «Я готов обратиться за помощью, чтобы получить ее, оказать ее или и то и другое. Я готов преодолеть свое одиночество. Я готов немного изучить свою жизнь и рассказать кому-то о том, что я нашел». Как выражение готовности, телефонные звонки — это мощный духовный инструмент.

Следующий вопрос обычно звучит так: «Что я скажу? Хотя для многих просто поднять трубку — это большой шаг, наибольшую пользу приносит то, что разговор включает в себя работу по выздоровлению. Ниже приведены рекомендации по основным вопросам, которые можно обсуждать с другим выздоравливающим человеком каждый день. Расскажите своему собеседнику. О любых поступках. Не только о промахах или поведении «в кругу», расскажите о любых действиях, которые были на пути к совершению поступка, например: выход в сеть без определенной цели, просмотр журналов на стеллаже рядом с порнографией и т. д.

Ваши чувства после последнего разговора, особенно моменты сильных эмоций.
О любых мыслях или фантазиях, вызывающих зависимость.
Ваши действия по выздоровлению на сегодня: молитесь, читаете литературу по 12 Шагам, ходите на собрания, звоните выздоравливающим людям, выполняете работу по 12 Шагам.
Ваши зависимые планы или замыслы на ближайшее будущее (если таковые имеются).
Ваши планы по выздоровлению на оставшуюся часть сегодняшнего дня (или на завтра, если это звонок в конце дня).
Если это ваш спонсор, спросите: «Что вы хотите, чтобы я делал дальше?»
Ваша благодарность за то, что человек разделяет с вами выздоровление.
Все вместе эти пункты в телефонном разговоре могут занять пять или десять минут.

Просмотр первых шести пунктов может стать мини-шагом 10 еще до совершения звонка. Если это поможет, человек может выписать ответы перед звонком. Рассказывать кому-то об этих вещах может легко стать привычкой для подопечных, и любой из этих пунктов может стать отправной точкой для экстренного звонка.

Chris C. PBR Volume 13 Issue 1 Feb Mar 2001

Currently under review

D.8 Аффирмации. Karl W.

Вот список аффирмаций, характерных для SAA, которые я прошу спонсируемого написать от руки, прежде чем мы начнем работать по шагам. Я не претендую на авторство — их дал мне мой первый спонсор, когда я вступил в SAA весной 2000 года. Каждый раз, когда я смотрю на них, я понимаю, насколько они просты. Когда я только пришел в SAA и начал работать со своим спонсором, я часто удивлялся, почему он всегда заставлял меня писать задания и другую информацию от руки. Я спрашивал себя, почему он не может просто сделать для меня копию и сэкономить время. Теперь я понимаю, что это был Божий способ проверить, действительно ли я готов сделать все необходимое, чтобы стать трезвым, довериться и быть готовым принять духовную помощь.

Аффирмации

Я вижу себя посещающим семь собраний SAA в неделю.
Я вижу, что ходить на собрания весело и интересно.
После каждого собрания я буду оставаться и разговаривать с двумя людьми: я буду говорить о том, что у меня есть спонсор; я буду говорить о том, что мы вместе работаем по шагам.
Я вижу, что концентрируюсь на нуждах других людей, а не на своих потребностях.
Я вижу, как устанавливаю отношения с Богом.
Я вижу, что ежедневно читаю Большую книгу.
Я вижу, что выполняю все задания, которые дает мне мой спонсор, с нетерпением ожидая следующего.
Я вижу себя готовым прощать людей за те обиды, которые они мне причинили.
Я осознаю, что поддержание и развитие моей духовной жизни — моя единственная надежда на выздоровление.
Я вижу себя любящим всех членов сообщества, даже если я не всегда согласен с тем, что они говорят и делают.
Я вижу себя сексуально трезвым, счастливым и самореализованным.

Не знаю, из какого номера это взято.

D.9 Мой опыт спонсорства

Мой опыт спонсорства был разнообразным, и спонсорство и шаги были ключом к моей программе. В целом я рассказываю свою историю через отношения со спонсорами и шаги, которые они помогли мне пройти. То, что сработало для меня, может не сработать для вас или кого-то еще. Это мой опыт — берите то, что вам нравится, а остальное оставьте.

Прежде чем начать, я считаю важным рассказать немного о своей программе. Я состою в SAA чуть больше восьми лет (в Ал-Аноне — шесть лет), и у меня было девять официальных спонсоров (семь — SAA, два — Ал-Анон). В настоящее время я спонсирую четырех мужчин в SAA. Хотя я все еще работаю над некоторыми возмещениями по 9-му шагу из моего первого путешествия по шагам (186 человек на моем 8-м шаге), я проработал все шаги три раза в письменной форме, и уже более трех лет я делаю по ночам письменные 10-е шаги. Для тех, кто сосредоточен на трезвости, я начал серьезно трезветь около четырех лет назад. С тех пор у меня было два коротких запоя и один срыв, причем последний срыв произошел 12/5/99. Мои нижние линии (внутренний круг) таковы:

Любой секс вне брака, включая мастурбацию и любые сексуальные фантазии.
Любой секс в браке, если я не присутствую при этом полностью или использую его, чтобы избежать чувств.
Поиск или просмотр порнографии (в основном в Интернете).
Одна из первых вещей, с которой нужно разобраться, — это выбор спонсора. У каждого из своих спонсоров я научился некоторым ценным вещам. Когда я переходил от спонсора к спонсору, то, как правило, понимал, что мои потребности изменились и мне нужен кто-то, кто лучше приспособлен для их удовлетворения. Мой первый спонсор не работал дальше 1-го шага, поэтому мне нужно было найти кого-то, кто работал на следующих двух шагах, чтобы направлять меня. У моего второго спонсора не было достаточно времени для меня, поэтому мне пришлось найти того, кто был готов уделять больше времени нашим отношениям. Возможно, у меня до сих пор был бы третий спонсор, если бы я не переехал на другой конец страны. При выборе спонсора в то время опыт работы по Шагам был не так уж и необходим; мне казалось, что к тому времени я уже достаточно хорошо знал Шаги. Я боялся, что сдамся (ведь я все еще регулярно срывался) и брошу программу. Я выбрал человека, у которого был большой опыт участия в программе, несмотря на периодические срывы. Мы стали хорошими друзьями, но в конце концов его время трезвости стало коротким, и мне стало все труднее переносить его пьянство. Это привело меня в Ал-Анон (в котором я отчаянно нуждался по целому ряду причин) и, в конце концов, к поиску другого спонсора. На этот раз я выбрал человека с большим стажем непрерывной трезвости, но обнаружил, что с ним трудно общаться; он никогда не вел себя агрессивно с момента прихода в программу, и ему было очень трудно относиться к моим срывам. Я стал сравнивать свою программу с его и находил, что мне не хватает — независимо от того, насколько хорошо я справлялся. Я начала бояться наших встреч и в конце концов порвал с ним. Моим следующим спонсором стал другой человек с большим стажем непрерывной трезвости, но его правило заключалось в том, что подопечный увольнялся, если случался срыв, а у меня был срыв. В то время я возмущался, но сейчас понимаю, что он заботился о себе — он обнаружил, что его программа улучшается, если он проводит время в окружении трезвых людей, и что обратное тоже верно. Я уважаю людей, которые делают здоровый выбор.

Следующие три с половиной года я был без спонсора SAA. Я начал серьезно работать по программе Ал-Анон и, поговорив с несколькими опытными ал-аноновцами, обнаружил, что не могу работать ни с одним из них. Вместо этого я выбрал женщину намного старше себя, которая провела около полутора лет, направляя меня в новом процессе работы по шагам. Хотя я был честен в отношении своей сексуальной зависимости (я рассказал ей всю свою историю), за это время у меня был только один срыв, так что в этой области мне не пришлось многого добиваться. Думаю, все могло бы быть более проблематично, если бы я не был более трезвым. Я выбрал ее, потому что она упорно шла по шагам, и потому что она была очень принимающей — я знал, что она не будет меня стыдить, несмотря на мой плохой выбор. В конце концов, ее семье потребовалось больше времени, и я перешел к другому спонсору. Я выбрал его в первую очередь потому, что чувствовал, что меня к нему ведет моя Высшая Сила. Он был в SA и Al-Anon, поэтому, хотя я использовал его только для работы с Al-Anon, по крайней мере, мне не нужно было объяснять ему, что такое сексуальная зависимость. Мы так и не нашли общий язык, и когда я поняла, что снова боюсь наших встреч, я отпустил и его. Я прожил без спонсора еще полтора года, пока мой первый спонсор в этом районе не стал снова активным на наших местных собраниях SAA. Я рад, что он вернулся. Я запутался в своем 9-м шаге, потому что боялся делать дополнительные усилия по исправлению ситуации без участия спонсора. Я пробовал привлекать других опытных участников программы, но не смог сохранить темп без спонсорских обязательств.

Основываясь на своем опыте, я составляю список того, что именно я хочу от спонсора, и делюсь им с ним, когда мы рассматриваем возможность такого соглашения. У меня есть похожий список, который я использую в беседах с теми, кто хочет, чтобы я стал их спонсором. Возможно, кому-то из вас они пригодятся. Имейте в виду, что эти списки менялись на протяжении многих лет в зависимости от того, что мне было нужно в каждый конкретный момент.

Чего я хочу от спонсора SAA:

Он должен встречаться со мной не менее часа в установленное время раз в неделю.
Он должен быть честным и открытым со мной о том, что происходит в его собственной жизни.
Он должен быть в SAA не менее одного года.
Старые требования: У него должно быть (в одно время после присоединения к программе) больше непрерывной трезвости, чем у меня. Он должен пройти все шаги хотя бы один раз в общении S-группы. В этих критериях подразумевается, что я ищу спонсора-мужчину, и такого, который следует традициям 12-шаговых программ, в том числе не дает советов. Те, кого я буду спонсировать, должны делать три вещи:

Работайте по шагам. Под этим я подразумеваю еженедельную письменную работу.
Слушать меня. Под этим я имею в виду слушать, а не подчиняться. Я не верю в то, что можно давать советы, потому что я не знаю, что лучше для вас (или для кого бы то ни было). Время от времени я могу увидеть то, что вы можете пропустить. Любому человеку трудно быть объективным в отношении самого себя, поэтому часть моей работы заключается в том, чтобы предупредить вас о тенденциях, которые я вижу. Моя задача — помочь вам увидеть варианты, прежде чем принимать решение о программе или другие важные решения. Это требование подразумевает, что вы:
— обсудите со мной трудности, с которыми вы сталкиваетесь во всех сферах своей жизни (работа, отношения и т. д.)
— обсуждайте со мной важные решения до их принятия
— быть со мной предельно честным
Встречайтесь со мной (наедине) за ужином раз в неделю, чтобы обсудить ваш прогресс по шагам и то, что происходит с вами.
Некоторые другие мысли о спонсорстве:

Раньше я ограничивалась двумя подспонсорными одновременно, но, внимательно изучив свою работу по служению, я решил, что получаю от спонсорства больше, чем от всей остальной работы по служению, которую я выполнял. В результате я отдал ключи, казну, работу в Интернете, ретриты и т. д. другим людям и взял еще двух подспонсорных. Если вы внимательно читаете, то понимаете, что это значит — пять часовых встреч в неделю (один спонсор, четыре подопечных) в дополнение к трем встречам 12 шагов. Для меня это лучший способ отдать долг сегодня, к тому же я всегда нахожусь рядом с людьми, которые активно работают (и обсуждают) шаги.

Я слышал, как другие опытные спонсоры говорили, что, когда у них случался срыв, они бросали всех своих подопечных. За то время, пока я был активным спонсором, у меня было два случая срыва, и хотя мои подопечные всегда были рады двигаться дальше, никто из них этого не сделал. Я обнаружил, что это не только помогает мне сосредоточиться на программе, но и показывает им, что срыв не означает, что нужно начинать все сначала. Это означает плохой выбор, но не отменяет моего опыта, силы или надежды. Теперь у них есть хорошая модель восстановления после срыва — они знают, что это не обязательно приведет к запою или изоляции от программы.

Я считаю, что в качестве спонсора я могу дать только две вещи — крепкую, здоровую дружбу и руководство в работе по 12 шагам. Иногда я могу напомнить им об их прошлых решениях или опыте; иногда я могу помочь им увидеть варианты, которые они упустили. Иногда я могу познакомить их с Силой, которая больше, чем они сами. Я не могу поддерживать их трезвость и не знаю, что для них лучше. Я могу поделиться своим собственным опытом, силой и надеждой, если это кажется мне уместным, но я знаю по опыту, что то, что сработало для меня, не всегда срабатывает для моих подопечных. Мы стремимся к миру через письменную работу по шагам, а трезвость является лишь побочным продуктом. Те, кто ищет совета или трезвости ради нее самой, выбирают других спонсоров.

Когда я был на национальной конвенции около пяти лет назад, я посетил семинар по спонсорству. На нем я услышал много хорошего, но одна вещь меня действительно поразила. Докладчик и несколько других старожилов, участвовавших в обсуждении, сказали, что они никогда не смогли бы продержаться даже 6 месяцев, если бы не начали спонсировать других до того, как достигли этой отметки. (Они подчеркнули, что спонсор должен быть как минимум на шаг впереди своего подопечного, и я не призываю своих подопечных начинать спонсировать других, пока они не завершат 5-й шаг и не протрезвеют хотя бы 30 дней). В результате этого обсуждения я стал присматриваться к людям, с которыми, как мне казалось, я мог бы хорошо сработаться, и предлагал им свои услуги в качестве спонсора, когда это было уместно. Хотя я уже спонсировал других людей, я никогда не подходил к выбору спонсора с особой тщательностью, и, как следствие, эти спонсорские проекты не приносили пользы ни мне, ни моим подопечным. Сразу после выбора первого подопечного (я был трезв около 30 дней) у меня был самый длинный период непрерывной трезвости — 16 месяцев. Это было около трех с половиной лет назад, и я остаюсь его спонсором. До этого я не мог преодолеть отметку в 6 месяцев.

Bruce B. PBR Volume 13 Issue 2 Apr May 2001

D.10 Реальность

Спонсорство — это место, где 12-й Шаг встречается с реальностью. Спонсорство — это место, где мы, как личности, начинаем процесс отдачи того, что нам было дано. Для меня стать спонсором было вторым по важности решением в процессе моего выздоровления.

Когда я впервые согласился стать спонсором, я понятия не имел, во что ввязываюсь. На самом деле то, как я работаю с людьми сейчас, полностью отличается от того, как я работал в прошлом. Мой собственный спонсор просто предоставлял себя для консультаций, но в остальном оставлял меня работать над собственной программой. В этом случае все было в порядке, потому что мы оба участвовали в группе, работающей по книге Патрика Карнса «Нежный путь через 12 шагов». Книга задала структуру моей работы, а группа определила темп, в котором мы могли работать. Первый процесс занял почти 3 года. В конце концов я понял, что мне нужно двигаться быстрее.

С того первого процесса я взял за правило пересматривать каждый шаг по крайней мере раз в год. Я пишу об этом в своем дневнике, говорю об этом в группах и со своим спонсором. У меня сложилось мнение, что 12 Шагов — это процесс, который я внедряю в свою жизнь. Как спонсор, я вижу свою роль в том, чтобы помочь человеку, которого я спонсирую, сделать то же самое.

Я призываю человека, которого я спонсирую, пройти все шаги с первого раза как можно быстрее. Моя рекомендация — не более 30 дней на каждый шаг для первоначальной работы. Это закладывает базовую основу, с которой может начаться процесс личностного роста. Для кого-то это слишком быстро, для кого-то — слишком медленно, по крайней мере, в первый раз. Но именно поэтому мы даем рекомендации, а не правила. Мы все индивидуальны и должны работать по индивидуальным программам.

Работа в максимально сжатые сроки с первого раза позволила составить общее представление о процессе и укрепить концепцию процесса. Это позволило мне перейти от безнадежности к надежде. Это дало мне ощутимый прогресс, не требуя при этом совершенства. Это дало мне время на развитие и направление, в котором я мог расти.

Быстрая работа означала, что мне не нужно было фиксировать каждое решение. Это позволяло меняться. Перемены — это то, что приносит мне рост. Перемены — это реальность. Для меня «реальность — это единственное безопасное место, где можно находиться».

До того как я начал работать с программой, правила были высечены на камне чужими руками. Рост был невозможен, потому что я не мог контролировать правила. Единственным вариантом было слепое послушание, а слепое послушание для меня неприемлемо.

Наконец, работа над шагами как над процессом позволила мне пересмотреть свое мышление на каждом шаге и внести изменения, которых требовал рост. Работа над шагами как над процессом освободила мою душу. Это то, что я хочу передать дальше.

Jim K. PBR Volume 13 Issue 3 Jun July 2001